Биография

17 января 1928 г., деревня Чукмарлы Челнинского кантона – 13 марта 2002 г., Казань.

В 1948 г. поступил в Казанский университет.

В 1950 г. был осужден за «антисоветскую пропаганду». После освобождения (1955 г.) продолжил учебу в университете.

В 1957–1961 гг. работал литературным сотрудником в журналах «Чаян» и «Азат хатын», редактором отдела прозы журнала «Совет эдэбияты».

В 1963 г. окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им.А.М.Горького (Москва).

Творчество

Особенно ярко талант А.Гилязова раскрылся в прозаических жанрах. Деревенская проза А.Гилязова показывает глубинные процессы разлада народной жизни.

Уже в первых рассказах (сборник «Рәтле кешеләр» – «Порядочные люди», 1959 г.) обозначился интерес А.Гилязова к нравственным принципам как к главному стержню характера личности. Это основная тема творчества писателя.

В своих произведениях, созданных в 1950–1960-е гг., А.Гилязов исходит из основополагающего общечеловеческого принципа: нравственно то, что приносит людям счастье и радость. В повести «Дүртәү» («Четверо», 1958 г.) идеалом нравственности является чувство исполненного долга, а в повести «Өч аршын җир» («Три аршина земли», 1963 г.; русский перевод, М., 1966 г.; постановка в Татарском академическом театре, 1987 г.) – преданность родной земле.

В повести «Берәү» («Один», 1958 г.), «Качак» («Беглец», 1959 г.), «Зәй энҗеләре» («Жемчужины Зая», 1963 г.), романе «Урамнар артында яшел болын» («За околицей зеленые луга», 1969 г.; русский перевод «Диляра», М., 1973 г.) усиливается авторская позиция в плане критического осмысления устоев советского общества и показа нравственной деградации человека.

В повести «Урталыкта» («На перепутье», 1969 г.) автор воссоздает картину советской действительности эпохи «развитого социализма», исследует природу конформизма и глубинных причин нравственного падения человека.

Повесть «Җомга көн кич белән» («В пятницу вечером», 1979 г.) поднимает этические проблемы, проблемы ответственности личности, самопожертвования женщины.

Если в деревенской прозе А.Гилязов опирался на национальные традиции, то в произведениях, посвященных городской тематике – «Күзгә-күз» («С глазу на глаз», 1975 г.), «Мең чакрым юл» («Тысячу километров в пути», 1978 г.), он акцентирует внимание на культурной, интеллектуальной традиции, остро ставит вопрос о самоценности человека.

В произведениях 1970-х гг. А.Гилязов обращается к социально-философским проблемам, вопросам духовно-нравственного возрождения народа. Герои старшего поколения обретают черты идеальных героев. В образе главного героя повести «Әтәч менгән читәнгә» («Петух на плетне», 1980 г.) воплощен авторский идеал, отражающий высшие нравственные представления о человеческих отношениях.

В 1980–1990-е гг. А.Гилязов написал произведения, ставшие образцами современной татарской литературы. Документальный роман-хроника «Алтынчы августка кадәр...» («До шестого августа ...», 1986–1987 гг., соавтор А.Литвин), повествующий о Гражданской войне в Поволжье, отличается своеобразием жанра и приемов художественного изображения.

С 1980-х гг. А.Гилязов усиливает внимание к социально-психологическому анализу и нравственной оценке отдельной личности, всего современного общества. В повести «Яра» («Рана», 1981–1988 гг.) автор пытается раскрыть нравственную ценность такого жизнеустройства, в котором приоритет отдается личности, размышлениям об истоках собственного рода, о долге перед любимым человеком.

В романе «Балта кем кулында?» («В чьих руках топор?», 1988–1989 гг.) представлена трагедия интеллигента, человека мыслящего, порядочного, пытающегося следовать зову сердца в условиях тоталитарной системы.

Роман-воспоминание «Йәгез, бер дога» («Давайте помолимся!», 1991–1993 гг.) – своеобразный итог многолетних литературных исканий. В нем описывается тюремный быт, бесправие «узников совести», выносится суровый приговор сталинскому режиму.

Драматургия А.Гилязова пронизана стремлением осмыслить суть сложных преобразований, происходящих в жизни татарского народа, осветить их в контексте философско-этических проблем. В драмах «Көзге ачы җилләрдә» («Осенние ветры», постановка 1961 г.), «Эңгер-меңгер» («Сумерки», постановка 1971 г.), «Югалган көн» («Потерянный день», постановка 1976 г.), «Китмәгез, тургайлар» («Не улетайте, жаворонки», постановка 1978 г.), которые с успехом шли на сцене Татарского академического театра, раскрывается взаимосвязь общественного устройства и нравственных устоев, богатство духовного мира человека. С особой остротой поставлена проблема человеческих пороков в исторических драмах «Сары чәчәк ата көнбагыш» («Цветут подсолнухи», постановка 1974 г.), «Я кайтырбыз, я кайтмабыз» («Надеемся вернуться», 1975 г.) и др.

Награды

Государственная премия ТАССР им. Г.Тукая (1983), Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького (1987).

Сочинения

Сайланма әсәрләр: 6 томда. Казан, 2013–2016.

Сайланма әсәрләр: 4 томда. Казан, 1993–1994.

Күңелем серләре: куен дәфтәреннән // Казан утлары. 2000. № 11–12.

Литература

Миңнуллин Ф. Балта явызлар кулында. Казан,1994.

Сәхапов Ә. Кырыс чынбарлык. Казан,1995.

Ахунов Г. Язмыш яздырган кыйсса // Мәдәни җомга. 1996. 9 февраль.

Ахунов Г. Язучы һәм заман // Казан утлары. 1998. № 1.

Автор – Г.М.Габдулхакова