Эчтәлек

Родиной лунного календаря считается Древний Вавилон, где за несколько тысячелетий до нашей эры была создана самая древняя система счета времени. Мерой времени в ней служит период систематического возвращения Луны в одно и то же положение относительно Солнца. Позднее этот период получил название синодического месяца; его продолжительность – в 29,531 суток хорошо прослеживается с Земли по лунным фазам: новолунию, первой четверти, полнолунию и последней четверти. Однако надежное определение моментов наступления лунных фаз по визуальным наблюдениям затруднительно. Поэтому за отправную точку счета дней месяца избран момент первого после новолуния наблюдения тонкого серпа заходящей Луны, названный неоменией.

В лунном календаре год делится на 12 месяцев, содержащих попеременно 30 или 29 суток. В лунном году 354 дня. Для того, чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (одно из требований лунного календаря), в определенные годы к последнему месяцу добавляются дополнительные сутки; годы в 355 сутках называются високосными. Поскольку лунный год короче солнечного примерно на 11 суток, начало лунного года ежегодно переходит на более ранее время и может приходиться на любой месяц солнечного года. Так, в 1973 г. лунный год начался с 4 февраля, в 1974 г. – с 25 января, в 1975 г. – с 14 января. Семидневная неделя совпадает с днями недели солнечного календаря.

Лунный календарь получил широкое распространение в мусульманских странах, где он стал называться лунной хиджрой. Существуют турецкий и арабский периоды (циклы) високосных лет лунного календаря. В связи с тем, что период арабского цикла не является кратным периоду турецкого цикла, високосные годы в этих системах не всегда совпадают. Поэтому при использовании того или иного лунного календаря нужно учитывать, какая система введения високосных лет в нем применяется, чтобы избежать ошибок при переводе даты лунного календаря на дату современного (григорианского) календаря: начало летосчисления в лунном календаре – 16 июля 622 года нашей эры (день переселения пророка Мухаммада из города Мекка в город Медина).

Лунный календарь использовался в Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве как официальный календарь (после принятия ислама в Волжской Булгарии весной 922 г.). Месяцы мусульманского лунного календаря имеют следующие арабские названия: 1. мухаррам, 2. сафар, 3. раби аль-авваль, 4. раби ас-сани, 5. джумада аль-уля, 6. джумада аль-ахира, 7. раджаб, 8. шаабан, 9. рамазан, 10. шавваль, 11. зуль-каада, 12. зуль-хиджжа. Так как календарный лунный год короче солнечного года на 10, 11 или 12 суток (в зависимости от того, простыми или високосными они являются), то каждые 33 года лунная хиджра уходит вперед на 1 год, таким образом, 33 лунных года равны 32 солнечным годам. Мусульмане совершают религиозные обряды и отмечают праздники по лунному календарю.

Существуют различные компьютерные программы для перевода лунного и солнечного календарей; разработаны программы для расчета моментов восхода и захода Солнца и Луны, а также для оценки возможности наблюдения Луны в различных фазах и наблюдения неомении. Астрономический лунный календарь, таблицы фаз Луны основаны на точно вычисляемых моментах новолуний, их составляют на многие годы (например, таблица новолуний на период от 3 тысяч лет до нашей эры до 3 тысяч лет нашей эры).

В соответствии с требованиями правил общественной жизни и толкования Корана – хадисов и Сунны мусульманский лунный календарь и таблицы базируются на визуально наблюдаемых новолуниях-неомениях. Такие лунные календари издаются во всех исламских государствах. В РТ печатаются два ежедневных лунных календаря: «Мусульманский календарь» и «Татарский мусульманский календарь», в которых приводятся даты по лунному и григорианскому летосчислению, время восхода и захода Солнца и Луны для ряда городов, время совершения пяти обязательных намазов, сведения о начале уразы (поста), мусульманских праздниках и другая информация.

Следует отметить высокую точность мусульманского календаря; его погрешность за более чем 2500 лет составляет менее 1 суток.

Литература

Идельсон Н.И. Этюды по истории небесной механики. Москва, 1975.

Селешников С.И. История календаря и хронология. Москва, 1977.

Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. Москва, 1982.

Мусульманский календарь и астрономия. Казань, 1999.

Авторы – М.А.Вайсов, Р.Г.Усманов